куратор:
лера конончук
facebook

email: practicalaffectology@gmail.com

The skin is faster than the word

Аффект у Спинозы – это такое состояние тела, которое увеличивает или уменьшает способность самого тела к действию. Говоря современным языком, это та некатегоризируемая, неассимилируемая половина секунды, за которую мозг ещё не успевает обработать информацию о поступившем воздействии. Аффект – интенсивность, следующая за встречей тел, общее пространство накапливающихся диспозиций, поле виртуального, «кластер обещаний». Его можно рассматривать в категориях порогов и зарождений, синестетического потенциала тел, где внешнее вывернуто вовнутрь, а будущее сходится с прошлым.

Автономия аффекта важна не только в смысле того, что тело способно сделать – а что его можно заставить сделать. Поскольку аффект, с одной стороны, во многом определён социально-историческими условиями и сцеплен с конкретными эмоциями и поведением, а с другой, обладает потенциалом действовать на тела внерационально, он является реальным условием и инфраструктурной переменной неолиберальной системы. В производство аффекта вовлечены соцсети, системы кредитования, проекты городского благоустройства, телевидение, предвыборные кампании. Когда предприниматель становится ведущим реалити-шоу, а затем занимает президентское кресло, мы воочию наблюдаем оформление межсредовых аффективных инфраструктур, генерирующих импульсы общественной поддержки. Чем больше доминирующие модусы субъективации (стандартизированные, потребительские) апроприируют телесные аффекты, тем серьезней нужно подойти к созданию картографии распределенных интенсивностей, к артикуляции эстетических и аналитических практик заострения экологической чувствительности – перцептивной готовности и ориентации к слабому и игнорируемому, к сингулярной инаковости, не-жизни, не-звуку, не-образу, не-ощущению. По словам Лоуренса Гроссберга, у нас сегодня нет иного выбора, кроме как вступить в борьбу за аффект.

Надеемся, что этот художественно-теоретический гибрид позволит нам выстрить материализованную теорию любопытства, очарованности незаметным и невеликолепным, взаимного притяжения и схватывания, но также поддерживать и заострять критическое отношение к технологиям, позволяющим манипулировать едва уловимой динамикой аффекта.

Scroll to top