гиперцикл // hypercycle

автор:
дмитрий ольгин, вита шахнович
 
исследование трансформации микропульсаций тока в экосистеме из плесени physarum polycephalum, растений и звука

Проект основан на анализе поведения и структуры плесени Physarum polycephalum. Целью стало построение гибридной экосистемы взаимосвязанных агентов живой и цифровой природы посредством регистрации аффектов (микропульсаций и токов) и их дальнейшей сонификации.

введение

Слизистая плесень Physarum polycephalum, её жизненный цикл и тонкая синхронизация с окружающей средой являются предметом интереса для работников самых разных профессиональных сфер. Одно из важнейших качеств слизевика, пробуждающих интерес исследователей, – самоопределение. Эта форма жизни способна к коллективным действиям без управляющего центра: комплексное ощущение среды создаётся благодаря продолжающимся синхронным колебаниям в клетках, и потребность в иерархии и пунктах контроля отпадает. Слизевики функционируют и как отдельные клетки (или, точнее, как гигантские многоядерные клетки, окруженные мембраной), и как многоклеточные организмы, из-за чего стирается разделение между составными частями живого и живым как таковым.

hacklab

В поисках каналов взаимодействия со слизевиком мы решили поработать с вибрацией. Были взяты две частоты – собственная частота колебания Physarum polycephalum при поедании овса и слышимая человеку частота 110 Гц. Слизевик потянулся к первому источнику вибрации, но обошел стороной второй. Воспроизведение эксперимента не всегда оканчивалось схожими результатами – возможно, причина кроется в сложности создания среды, которая была бы полностью изолирована от других факторов воздействия. Тем не менее, нахождение «общего языка» с другой формой интеллекта кажется нам важной теоретико-практической амбицией.

биосенсоры и вечный организм

В фильме Шейна Кэррута «Примесь» рассказывается о людях, находящихся во власти сложного паразита, жизненный цикл которого состоит из трёх фаз: от человека он переходит к свинье, из свиньи переселяется в орхидею, а после возвращается к человеку, вплетая всех трёх в работу вечного организма – незаметно для них самих. Между героями существует особая связь, которая вплетена в жизненный цикл вечного организма. В попытках же собрать воедино несвязанные фрагменты множества разрушенных жизней человеческая индивидуальность обнаруживает свою иллюзорность. Неизвестно, что контролирует что – мы свою идентичность или идентичность нас (почему я делаю то, что делаю?). Атмосферные явления, скрытые биологические процессы, вера, фундаментальные убеждения и повседневная рутина спутываются в клубок, размотать который не представляется возможным. Так, на каждой стадии цикла присутствуют персонажи – или, лучше сказать, агенты – которые продвигают и поддерживают цикл, не имея ни малейшего представления о том, как они влияют на общее движение.
Всё это – своего рода гетерогенный ассамбляж из групп элементов, пульсирующих материалов. Они не управляются из головного центра: по словам Джейн Беннетт, ни одна материальность или ни один тип материала не обладает достаточной компетенцией, чтобы последовательно определять траекторию или взаимовлияние групп. Элементы ассамбляжа работают вместе, хотя и не образуют слаженный организм. Эффекты, которые производит ассамбляж, скорее являются эмерджентными свойствами, – эмерджентными, поскольку именно способность производить события отличает ассамбляж от суммы витальных сил каждой из его материальностей.
В нашей работе вечным организмом, “вирусом” является микропульсация токов, вибраций, возникающих внутри плесени и растений как реакция на окружающую среду. Каждый участник цикла пропускает через себя это течение и трансформирует, в свою очередь, экосистему звука.
Органико-технологический ассамбляж становится топографией незаметных влияний и неопределенностей.

Scroll to top